младшая группа
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ «Я сам!»
Именно в этот период закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребёнка, и чтобы это формирование было полноценным необходимо постоянное и умелое руководство со стороны взрослых. Зачастую многие родители не видят изменений, которые происходят с их ребёнком, не замечают, в каком лице говорит о себе ребёнок, не видят его потребностей. Для нормального развития желательно чтобы ребёнок ощущал, что все взрослые знают, что рядом с ними не малыш, а равный им товарищ и друг.
Хотелось бы обратить внимание на «кризис трех лет», когда малыш, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления малышу большей самостоятельности и обогащения его деятельности новым содержанием.
Не надо пугаться кризисных проявлений, опасны проблемы непонимания, возникающие в этот момент. Можно ли, действуя грамотно, смягчить проявление кризиса? Как помочь ребенку выйти из него, не внося в душу негативные качества: ведь Упрямство – это крайняя степень проявления воли, необходимого для ребенка качества. Капризность – демонстрация собственной значимости для других, ощущение своего «Я». Эгоизм – в здоровом виде чувство «самостоятельности», собственное достоинство. Агрессивность – крайняя форма самозащиты.
Замкнутость – неадекватная форма проявления здоровой осторожности, то есть необходимых для выживания в обществе качеств. Ребенок должен выйти из кризиса с набором положительных качеств, главная задача родителей и педагогов – не допустить закрепления их крайних проявлений.
Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности:
· Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев;
· Как правило, фаза эта заканчивается к 3.5 – 4 годам (случайные приступы упрямства в старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная);
· Пик упрямства приходится на 2.5 – 3 года жизни;
· Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
· Девочки капризничают чаще, чем мальчики.
· В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день (у некоторых – до 19 раз);
· Если дети по достижении 4 лет все еще продолжают часто упрямиться и капризничать, то вероятнее всего речь идет о «фиксированном» упрямстве, истеричности, как удобных способах манипулирования ребенком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего спокойствия.
Что могут сделать родители:
· Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите это как необходимость.
· Во время приступа упрямства оставайтесь рядом, дайте ребенку почувствовать, что вы его понимаете.
· Не пытайтесь во время приступа что-то внушать ребенку. Это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее будоражат.
· Истеричность и капризность требуют зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-я-яй!». Ребенку только это и нужно.
· Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.
· Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка, книжка, штучка!», «А что это за окном ворона делает?» - подобные маневры заинтересуют и отвлекут.
· Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «Нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
В 3 года у ребенка вполне можно и даже нужно вырабатывать своеобразные «тормоза» на недопустимые среди людей действия. В то же время не пытайтесь научить его контролировать свое поведение целиком и полностью и за короткий срок. Обучение правилам поведения в 3 года только начинается и займет у вас несколько лет, пока малыш научится сознательно подчиняться социальным нормам.
В 3-4 года преобладает воссоздающее воображение, т. е. ребенок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играет опыт и знания ребенка, его кругозор.
Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него.
Память дошкольника 3-4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго.
Что должен знать и уметь ребенок 3-4 лет:
· считать до трех и показывать соответствующее количество пальчиков на руке.
· владеть понятиями: один - много, большой - маленький, высокий - низкий и т. д.
· знать основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий), геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).
· уметь сравнивать предметы по величине, цвету, форме; количество предметов, подбирать пару к предмету с заданным признаком.
· складывать разрезанную картинку из 2-4 частей, объяснять несоответствия на рисунках, уметь запоминать 2-3 картинки.
· уметь находить лишний предмет и, объяснять, почему он лишний, запоминать 3-4 слова, которые взрослый повторил несколько раз.
· запоминать и повторять движения, которые показал взрослый 1-2 раза,
· уметь запоминать какую-либо деталь или признак предмета, находить сходства и различия между предметами.
· запоминать 3-4 слова, которые взрослый повторил несколько раз.
· запоминать и повторять движения, которые показал взрослый 1-2 раза,
· уметь запоминать какую-либо деталь или признак предмета, находить сходства и различия между предметами.
· не отвлекаясь, в течение 5 минут выполнять задание.
· находить парные предметы. Уметь из группы предметов выбирать нужный.
· обращать внимание на свойства и признаки предметов, находить сходства и различия между предметами.
· должен уметь не только зрительно воспринимать образы, но и описывать увиденное.
· ребенок легко формирует простые предложения, постепенно переходит к сложным (из 5-6 слов).
· называть по одному признаку каждого предмета, разделять предметы по группам: мебель, посуда, одежды и т.д.
· знать названия основных действий людей и животных (лежит, сидит, бежит и т.д.)
· повторять за взрослым стишки и песенки, управлять силой голоса, говорить громко - тихо.
· знать свое имя и фамилию.
· знать названия и уметь показывать домашних и диких животных, птиц, насекомых; знать названия 3-4 деревьев (береза, дуб, яблоня) и цветов (ромашка, тюльпан, роза). Что такое овощи, фрукты, ягоды, грибы.
· иметь представление о материалах, из которых изготовлены окружающие предметы.
· знать части суток - утро, день, вечер, ночь. Называть явления природы – дождь, снег, ветер.
Для нормального развития желательно чтобы ребёнок ощущал, что все взрослые знают, что рядом с ними не малыш, а равный им товарищ и друг.